Проснулся я как обычно рано, лагерь еще спал. Выполз из палатки. Густая обильная роса посеребрила все, что только можно было покрыть. Воспользовавшись случаем, протер тряпкой мотоцикл, смывая вместе с росой вчерашнюю дорожную пыль и масляные пятна от ремонта. Вернул мотоциклу четвертую передачу, сходил на разведку местности, потом умылся в холодном и быстром Зеленчуке, сварил чай и, в полшестого утра, разбудил Юрия.
Завтракать мы не стали, а вот зеленый ароматный чаек пришелся впору. Николай предложил, что бы мы остались с ним, днем покатались по окрестностям, а вечером поехали обратно домой, приводя в аргументы то, что мой мотоцикл неисправен. Но мы в один голос заявили, что Архыз стоит целой отдельной поездки. А так как мы поехали кататься, и двух дней нам мало, то едем дальше по плану к Эльбрусу. Это же Урал, а не иномарка и его мы починили вчера, парировали мы, так какой смысл возвращаться так рано, тем более нас ждал еще один участник в Кисловодске.
На Карачаевск
В восемь утра, попрощавшись с Николаем, мы покинули гостеприимный Архыз и направились в обратную сторону по нашей ночной дороге. При свете дня все выглядело совсем иначе, красивая река, катящая куда-то свои быстрые изумрудные воды, сильный уклон дороги вниз, который ночью мы не замечали, поднимаясь в темноте все выше и выше по ущелью. Взошедшее солнце все преобразило, и было смешно, как в темноте все могло казаться таким мрачным.
В Зеленчукской, уже как у себя дома, остановились у знакомого бокса, который был еще закрыт. Проверили генератор на Юрином мотоцикле. Отписались Александру в Ессентуки, что мы едем, и покатили дальше.
Трудно описать ощущения, когда не торопясь едешь в компании с товарищем, в одном ритме и дорога серой лентой подминается под колеса мотоцикла. Голубое небо, зеленые горы и теплое солнце. Приятный бурлящий звук моторов наполнял нас радостью и легкостью.
Через Карачаевск
Вот уже проехали тоннель перед Карачаевском.
Мне запомнился один эпизод, мы как раз ехали по населенному пункту и тут навстречу нам, от реки выскочил местный парень на Днепре с коляской, мы приветственно посигналили ему и помахали, как это принято у мотоциклистов. Надо было видеть его счастливые глаза и растянувшийся в улыбке от уха до уха рот, он чуть ли не бросил руль и начал махать двумя руками нам в ответ…
Водители местных автомобилей, завидев нас в зеркалах, смещались вправо к обочине, пропуская вперед. Мы знаками благодарили их. Так доехали до отворота на Кисловодск и пересекли реку Кубань. Я заметил одну особенность, некоторые горные реки на всем своем протяжении чистые как хрусталь, а некоторые мутные. Видимо, это связано с грунтами, по которым течет река. В Карачаевске Кубань уже мутная и остается такой до самого Темрюка, где она сливается с Азовским морем.
На Гум-Баши
После моста дорога стала извиваться вверх по ущелью до самого поселка Верхняя Мара, который стоит в самом начале перевала Гум-Баши. Это был первый значительный подъем на нашем пути и, должно быть, испытание для наших мотоциклов, которого они почему-то не заметили и продолжали подниматься к седловине перевала, деловито урча моторами .
Остановившись на смотровой площадке, мы полюбовались шикарными видами гор, отправили смску Александру, что бы он выезжал на место встречи. После перевала дорога пошла живописным каньоном и временами можно было подумать, что мы забрались в Крымские горы.
Встретились!
В поселке Первомайское, пробираясь по пробкам я услышал в наушниках голос Александра. Он уже был на месте. Минут через двадцать мы с ним встретились в окрестностях местной достопримечательности горы Кольцо.
На Джилы-Су!
Пересекли знойный Кисловодск с его светофорами, забитыми транспортом улицами и выскочили на разбитую дорогу за поселком Индустрия. Километров через десять-пятнадцать проехали аул с сочным названием Кичи-Балык и тут начался отличный асфальт.
Дорога постепенно забиралась в гору. Приходилось иногда переключаться даже на вторую передачу. Альпийские луга простирались вокруг нас. Мы останавливались. Любовались красотами, давали отдых нашим коням.
Доехав до высшей точки подъема начали спуск и на одном из поворотов увидели площадку с домиками и столиками и надписью «ХЫЧИНЫ». Мы уже были голодные, поэтому, особо не раздумывая, остановились попробовать местной кухни. Около часа провели за столиком, отдыхая и наслаждаясь чистым воздухом и едой.
После сытного обеда продолжили спуск, удивляясь безграмотности некоторых водителей, которые зажав тормоза, спускались до самого конца, не отпуская их, и не давая остывать раскаленным до синевы тормозным дискам, рискуя этим остаться совсем без тормозов.
Местечко с громким названием Долина Нарзанов проехали, не заметив, знаками она отмечена не была, а я так и не понял, почему в конце спуска перед подъемом стоит много машин. То ли остужают тормоза, то ли просто обедают в придорожных кафе. Как выяснилось потом, это была местная турбаза, которую мы не посетили.
Вот только начиная с этой турбазы, начался действительно очень крутой подъем на хребет. Множество поворотов практически на 180 градусов, большое количество скальной породы на асфальте и лежащие у самого края дороги валуны, упавшие откуда-то сверху не давали расслабиться за рулем. Чем выше мы забирались, тем удивительно красивее становились места, но любоваться ими было особо некогда, дорога не оставляла нам выбор. Останавливались остудить моторы, лишь только найдя относительно ровные площадки, на которых не надо было удерживать тормоз со всей силы, чтобы не скатиться под уклон. Но, наконец, остановившись, мы полностью отдавались окружающим нас видам и чудесам творения природы, которых вокруг было в великом изобилии.
Вокруг простирались довольно таки еще дикие места, которые пока не испортила цивилизация, и очень хотелось запомнить и впитать в себя все это в первозданном виде, а не огороженными заборчиками с предупреждающими табличками «туда не ходи», «сюда не ходи», «стой тут», «тут не стой». В одном месте на уступе был скалистый обрыв с пропастью высотой несколько сотен метров. Так на его краю спокойно сидели две девушки, беспечно болтая ногами над бездной. Ну если хочется им так посидеть, то пусть себе сидят. Зачем их обязательно оттаскивать от обрыва? Ведь взрослые люди, сами должны понимать, чем это может закончиться.
Когда мы, наконец, забрались на хребет, то дорога пошла по самому гребню хребта вверх, унося нас вдаль. Тут уж мы оторвались по полной, накручивая ручки газа, насколько позволял нам разум и рельеф. Через какое-то время начался крутой спуск в долину с множеством крутых поворотов, и запах жженых колодок стал доноситься уже и от наших мотоциклов.
Спустившись в долину реки Малка, мы остановились на ее берегу отдохнуть и сфотографировать окрестности. До Джилы-Су было уже рукой подать, преодолеть очередной подъем с множеством крутых поворотов и спуститься с горы. Что мы и сделали после отдыха.
В Джилы-Су
Огромный палаточный лагерь открылся нашему взору. Великое множество народа временно обосновалось в этом месте. Наверное, у каждого из приехавших сюда, были на то веские причины. Для нас же Джилы-Су были просто точкой, где заканчивался наш маршрут «туда» и начинался маршрут «обратно». Мы решили не оставаться ночевать здесь. Я люблю кольцевые маршруты, люблю видеть новые места, новые дороги, и крайне редко еду туда и обратно одной и той же дорогой. В нашем же случае у нас просто не было выбора. Немного отдохнув, мы отправились в обратный путь.
Обратная дорога на Кисловодск
Очень тяжело все время наслаждаться и наслаждаться, в какой- то момент приходит насыщение, а дальше пресыщение всем увиденным. Переизбыток информации мозгу вреден. Для себя я сделал вывод, что для отдыха мне очень подходят степные, пустынные дороги, как в Астраханской области или Калмыкии. Там едешь часами напролет, а окружающая тебя картина совершенно не меняется, просто видишь небо и степь, горизонт не приближается, и ты в седле, просто медитируешь, мозг отдыхает от переизбытка ежедневно получаемой глазами информации. В горах все происходит по иному, быстро меняются виды, красоты. Только что ты был на вершине, уже в долине пересекаешь какую-то буйную реку.
Возможно, что я уже просто подустал, пресытился красотами. Не знаю как у моих товарищей, но у меня обратная дорога уже не вызывала того взрыва и всплеска эмоций, который был, когда мы ехали туда. В голове какой-то туман, все на автомате. Кто-то вместо меня рулит, наклоняет мотоцикл, тормозит, а я где-то сижу далеко внутри себя и отстраненно отмечаю все происходящее. Ну да, горы, ну да, ущелья, красиво, ну да, облака на одном уровне со мной, облака на одном уровне? Странно. Да, действительно ведь облака, а когда мы ехали туда, тоже были облака, но выше. Мы даже где-то ехали через облака, но они оказались просто туманом с дождем на дороге. О, а сейчас они откатились в сторону, и я их вижу ниже себя. Я проснулся. Неописуемая красота достучалась-таки до моего мозга и разбудила его. Надо остановиться и сфотографировать облака. Что я и сделал, махнув рукой ребятам, что бы ехали дальше. Они все поняли, обогнали меня и умчались куда-то далеко вперед…
Много ли надо для путешествия?
Что бы отправиться в путешествие, совсем не обязательно иметь дорогой мотоцикл, кучу денег на гостиницы и модную экипировку, хотя ехать с комфортом всегда приятно. Главное, что бы было сильное желание куда-нибудь поехать. Вполне достаточно любого мотоцикла, толики свободного времени, пары надежных товарищей, немного денег на бензин и еду. Летом ночевать можно практически в любом месте. Палатка, пенка, спальник, армейский котелок, газовая горелка, кружка, ложка, нож и спички вот обычный набор, который я беру с собой в поездки. Да, еще беру дождевик, который легко помещается в кофре. Одежда – обычные джинсы, футболка, легкая куртка-ветровка и кожаная куртка на непредвиденный случай в сумке. Из обуви на ногах я предпочитаю берцы кроссовкам, в случае прорыва масла из головки цилиндров, ноги останутся защищенными. Плюс дополнительная защита голени, в дороге ведь всякое бывает. Если товарищи заняты и не могут разделить с тобой радости поездки, то ничего страшного. Можно отправляться в путешествие самостоятельно, в случае чего всегда найдется выход или тот, кто не останется равнодушным и не проедет мимо.
Чего опасаться в горах.
В горах часто можно встретить коров или лошадей стоящих или гуляющих прямо на дорогах. Для горских народов это обычное явление, такое же, как для жителей городов бродячие собаки или кошки. Соответственно надо быть готовым к тому, что на асфальте после животных остаются кучи навоза, которые никем не убираются и представляют собой некоторую опасность при наезде. Можно поскользнуться на нем и упасть в повороте, поэтому надо данный фактор учитывать и быть внимательным. В селениях постоянно слышен запах навоза, который добавляет определенный колорит в поездке. Кому-то он может и не нравится, но для меня это запах жизни и сельского уклада.
Падающие камни – на двух колесах от них не спрячешься под крышей, но, проезжая опасные места надо быть всегда внимательным и осматривать не только поверхность дороги, но и скалы вверху.
Каменная крошка на поворотах, лучше на нее не наезжать, чревато падением. Всегда остается полоска чистого асфальта, накатанная шинами автомобилей. Вот по ней и надо ехать.
Закрытые правые повороты, лучше проходить так, перед самим поворотом при отсутствии встречного транспорта, немного смещаться в сторону встречной полосы, или даже немного наехать на нее, что бы войдя в поворот, оказаться на своей полосе. Не забываем про разметку, она может быть очень скользкой.
Левые повороты проходятся по наибольшему радиусу.
Едем дальше.
Сфотографировав облака, я помчался догонять своих друзей, благо дорога шла по гребню хребта с небольшим уклоном вниз. Километров через восемь я их догнал. Далеко успели убежать! Саша ехал впереди. Юра замыкал. Как раз хребет закончился и начался крутой затяжной спуск с поворотами, и, на мой взгляд, Александр слишком увлекся и чересчур быстро начал спускаться, входя в крутые повороты. Я обогнал ребят и стал впереди, задавая безопасный темп. Дальше мы ехали не останавливаясь, до самой границы Кабардино-Балкарии. Уникальное место, написал Александр о нем на сайте мотоклуба «Урал», где на протяжении нескольких километров пересекаешь сразу три границы, Кабардино-Балкарии, Карачаево-Черкессии и Ставропольского края. Я полностью согласен с Александром. Мы на своих Уралах побывали в уникальных местах.
Ночуем.
Начало смеркаться. Пора искать место для ночлега, и, за аулом Кичи-Балык, случайно обнаружили сосновую рощу. Свернули в нее и через несколько сотен метров оказались в прекрасном месте с шикарным видом на долину.
Поставили палатки, предварительно просушив их от Архызской утренней росы, не спеша приготовили ужин, после которого под зеленый чай до темноты наслаждались беседой друг с другом, делясь впечатлениями о прошедшем дне.
Видео второго дня по ссылкам: Архыз-Кисловодск
Окончание здесь.