Окончание. Начало смотреть здесь.
Что смотреть в Ярославле
С утра отправляемся на осмотр города. Улицы просторные, но народ дружно едет на работу, местами пробки. Довольно быстро протолкались в центр, к Кремлю, как раз к открытию. Старинные стены с бойницами опоясывают весь комплекс. Внутри много зелени. Слышна иностранная речь, туристы покупают сувениры.
Зашли в храм. На стенах старинная роспись с библейскими сценами. Очень красиво. Многое сохранилось в первозданном виде. Забрались на звонницу по темной узенькой винтовой лестнице. Вид с колокольни – дух захватывает, река Волга и большая часть города на ладони! Люди кажутся внизу малюсенькими. Умели в старину места выбирать под храмы.
Прошлись по старому городу, много хорошо сохранившихся домов, некоторые реставрируют. Зашли в новый, недавно построенный храм, внутри красиво, но росписи на стенах нет. Только иконы висят. Пол – современный, батареи отопления на стенах – тоже. Не этого хотелось увидеть.
Вышли на набережную. Длинная и красивая пешеходная дорожка, с видами на реку. Много зеленых насаждений. Еще немного погуляли по улочкам старого города, уезжать не хочется.
Как там в Костроме?
Кострома. Возникает желание окать, когда произносишь название этого города — Ко-о-о-стро-о-о-ма-а-а. Что-то не заладилось у нас в Костроме. Сначала сгорел разветвитель прикуривателя, наполнив салон едким дымом, шнур питания навигатора приказал долго жить, ну и соответствующий мертвый предохранитель не хотел отыскиваться.
Поехали в Ипатьевский монастырь и музей деревянного зодчества. В монастыре дочке сразу испортили настроение, заставив надеть что-то типа юбки на джинсы. Интересно, иностранок другой веры, приехавших на экскурсию, охрана тоже заставляет надевать юбки? Мне кажется, это перебор. Мы туристы, а не паломники. В кассе что-то буркнули: типа, понаехали тут, — и нехотя продали нам входные билеты. Потом какие-то монастырские тетки налетели – не разрешали фотографировать, требовали билет за съемку. А нас предупреждали, что тут еще и за съемку платить надо?
В музее деревянного зодчества мы пробыли долго, ходили от избы к избе, заходили внутрь, осматривали экспонаты. Музей раскинулся на достаточно большой территории. Естественно на свежем воздухе проголодались. Задал обычный вопрос двум болтающим от скуки теткам на входе: где тут покушать где-нибудь можно. Ответ не порадовал, типа «отвяжись»: у Ипатьевского – кафешка. И все. Я для них не существую. Не понравилось мне в Костроме, остался осадок в душе, несмотря на все внешнее великолепие.
Очарование Плёса!
Поставили автобус на стоянку, поднялись на холм. Как же тут прекрасно! Какой воздух! Какие запахи! Какие виды! Почему-то все таким родным и близким показалось. Так хорошо и спокойно стало на душе! Как будто вернулся домой после многолетнего отсутствия.
Обоняние мое, наверное, обострилось. Вдруг слышу еле уловимый запах воска и ладана. Говорю дочке – церковь, что на пригорке, живая! В ее глазах вижу явное сомнение. Проходим метров двести-триста, обходим храм, толкаем дверь — открыта! Зашли во внутрь. Тишина и покой. Девушка на входе, разрешила все осмотреть. Вышли из церкви. Посидели на обрыве у Волги. Говорить не хочется. Это все надо видеть и чувствовать!
Хоть я и не любитель поэзии, но тут сами собой пришли на ум строки Николая Рыленкова:
Все в тающей дымке:
Холмы, перелески.
Здесь краски не ярки
И звуки не резки.
Здесь медленны реки,
Туманны озера,
И все ускользает
От беглого взора.
Здесь мало увидеть,
Здесь нужно всмотреться,
Чтоб ясной любовью
Наполнилось сердце.
Здесь мало услышать,
Здесь вслушаться нужно,
Чтоб в душу созвучья
Нахлынули дружно.
Чтоб вдруг отразили
Прозрачные воды
Всю прелесть застенчивой
Русской природы.
Поэт в самую точку попал. Красивее и точнее не опишешь.
Решили спуститься в городок и подняться на противоположный обрыв, посмотреть деревянную церковь, виднеющуюся вдали. Оказалось — знаменитое место. Художник Левитан писал именно тут свою картину «Над вечным покоем»… Церковь оказалась тщательно восстановленной копией, а кладбище настоящим, не бутафорским. Кто его знает, сколько лет ему? Тревожить покой усопших мы не стали и тихонечко отправились обратно.
Куда ехать дальше?
Остановились в лесу. Решили поужинать и определиться с дальнейшим маршрутом. Пока готовился ужин нам и нас ужинали местные комары, мы собрались на совет. Вопрос, хотим ли мы посмотреть еще что-нибудь, повис в воздухе. Ясно. Пресытились впечатлениями. Дальнейшее путешествие ничего, кроме усталости, не принесет. Единогласно решаем ехать домой, но с обязательным заездом в Иваново, Суздаль и Владимир. Посмотреть из окна машины на эти города.
Едем домой
Прошли Иваново. Запомнился на одном из перекрестков мотоциклист, в кроссовках и спортивном костюме а-ля «Адидас». Ну, чем не 90-е!
За городом упал на хвост бензовозу, который очень шустро двигался в нашем направлении. Тем и поплатился, проскочил ответвление на Суздаль, свернул на объездную. Пришлось отъехать на порядочное расстояние и развернуться через сплошную, чтобы блюстители порядка на перекрестке не заметили. Зато неожиданно для себя нашел газовую заправку, на которой словоохотливый земляк из Армавира поведал нам, что в Суздале что-то около 38 церквей и 19 колоколен, несколько монастырей и еще много всяких старинных построек. Через несколько минут мы сами убедились в том, что практически на каждом квартале в Суздале стоит своя церковь. Огромное количество храмов. Сюда надо приезжать специально и ходить и осматривать памятники древних мастеров.
Прошли Владимир в сумерках. К сожалению многого рассмотреть не удалось. Ощущение большого города. Запомнились непонятные маневры, которые мы совершали, чтобы попасть на мост через Клязьму. Выскочили на М-7, повернув в сторону столицы. Километров 15 ехали и радовались, потом резко встали. Очередь из длинномеров. Сын глянул Яндекс – километров сорок – пятьдесят недвижимая пробка. Вот неудача, а я думал быстренько долететь до Москвы и где-нибудь приткнуться заночевать. Разворачиваюсь в обратную сторону. Ищем дорогу на Рязань. Лучше плохо ехать, чем хорошо стоять.
Бывает же такое на дороге
Пока нашли отворот, уже практически стемнело. На севере зарево в небе, там белые ночи, а мы едем на юг, в темень какими-то лесными тропами. Свежий асфальт. Ни обочины, ни разметки, ни Луны. Все черно. Замечаю в свете фар далеко впереди знак, немного снижаю скорость. Где-то тут должен быть перекресток, на котором нам направо, на Гусь-Хрустальный. Вдруг в правый бок внезапный яркий свет от другой машины. Откуда? О, черт! Я уже на перекрестке, а знак виднеется далеко за ним! Резко торможу и с визгом резины ухожу вправо на свою полосу, в нужном направлении. Водитель второй машины шарахается от нас в сторону. Прости, дружище, не хотел. Дочка прилипла к боковой стенке салона, но кажется, даже не проснулась. Вытираю пот со лба. Матерю про себя дорожников, не обозначивших никак это пересечение. Смотрю на часы. Понедельник закончился. Да, денечек, однако!
Так и не смог дотянуть до Рязани. Километрах в семидесяти от нее сворачиваю на обочину, на стоянку возле какой-то фуры. Фух, подустал немного. Мгновенно проваливаюсь в сон.
Свет в глаза. На улице светает. Надо ехать. Дети мирно спят позади. Завелся, потихонечку потелепался. Через час закончились леса, и мы выехали на равнину. Еще минут сорок, и мы в Рязани. Ну и город. Не дорога, а испытательный полигон для подвесок всех мастей. Глубокие поперечные трещины в асфальте. И как тут местные ездят, на танках, что ли?
Потихоньку, на первой-второй передачах, прополз Рязань. За городом стало ровнее, можно «топить» шестьдесят-семьдесят. Выскочили на трассу Москва — Волгоград. Навигатор указывает влево на Волгоград. Ничего не понимаю. Где я? Куда еду? Конечный пункт маршрута – дом. Навигатор, надеюсь, знает, куда нас ведет. Зато дорога стала отличной. С удовольствием разгоняюсь до сотни.
Свернули с Волгоградской трассы на Липецк. Поля, поля, изредка лесопосадки. В пыльном городке Чаплыгине сделали остановку, позавтракали, немного отдохнули и снова в путь. Липецк прошли по объездной и после него еще долго выбирались на трассу «Дон».
Наконец-то М4! Ура! Асфальт ровный, без рытвин! Закачиваю на Роснефти полный бак газа в машину и пол-литра энергетика в себя. Через некоторое время Воронежская область с ее строящимися участками М4 остается позади.
Моросит дождь, все серое, вечереет. А мы все едем, правый ряд забит грузовиками. Приходится держать скорость 120-130 в левом ряду, чтобы ехать в одном ритме с потоком легковушек, спешащих к морю. Перед Ростовом многокилометровая пробка, снова ремонт дороги. Дружно ползем вместе со всеми.
Наконец-то газпромовская заправка перед въездом в Краснодарский край, останавливаюсь. Пустой бак быстро наполняется. Очередной стаканчик кофе добавляет сил и последний рывок!
Все, наконец мы дома! Позади четверо с небольшим суток, более 4000 км пробега и огромная масса впечатлений!