Как себя вести в тумане? Стоит ли бояться тумана? Или отложить поездку? А как быть, если уже попал в туман в дороге?
Ничего страшного в этом погодном условии нет. Просто нужно быть к нему готовым. Туман бывает разным по плотности, видимость в тумане может быть ограничена от километра до нескольких десятков метров. Он может быть разорванным, может быть сплошным. Все зависит от конкретных погодных условий и рельефа местности. Реально начинает вызывать затруднения туман с видимостью от двухсот метров и меньше, вот о таком тумане мы и поговорим.
Рассмотрим поездку в тумане днем. Что нужно делать?
1. Принять меры и всячески обозначить свое положение на дороге. Попав в туман, первым делом необходимо снизить скорость и включить ближний свет фар и (или) противотуманные фары. Если машина оборудована задним противотуманным фонарем, то его необходимо также включить, чтобы сзади едущие водители могли своевременно заметить вашу машину. Если внешние световые приборы по какой-то причине не работают, то необходимо включить аварийную сигнализацию. Не стоит резко тормозить, достаточно плавно снизить скорость.
2. Скорость в тумане должна быть такой, чтобы позволить вовремя заметить возникшее препятствие и произвести маневр объезда или полностью остановиться. Если впереди вас нет движущегося в попутном направлении автомобиля, который можно использовать в качестве ориентира (естественно, при условии соблюдения безопасной дистанции и скорости), а на дороге имеется разметка в виде осевой линии, то лучше вести автомобиль по своей полосе ближе к осевой линии, которая должна быть слева от вас. Глаз все время должен видеть какие-то ориентиры, чтобы сохранять направление, и осевая линия прекрасно выполняет эту функцию ориентира при ограниченной видимости. К тому же на обочине могут стоять поломанные автомобили, которые внезапно могут возникнуть из тумана, и для свободы маневра лучше держаться левой части своей полосы.
3. Обгоны в тумане стоит проводить крайне осторожно, лучше вообще воздержаться от обгонов до улучшения условий видимости.
Нередко в туманах бывают аварии, собирающие по нескольку десятков автомобилей, водители которых не успевают вовремя снизить.
4. Не забывайте в тумане пользоваться дворниками и омывателем ветрового стекла. Ведь туман — это капельки влаги, висящие в воздухе, и они, оседая на лобовом стекле, сильно затрудняют и без того плохую видимость.
5. Если видимость «нулевая», остановитесь на обочине, приняв насколько возможно вправо, и включите аварийную сигнализацию. Дождитесь улучшения условий видимости и только тогда двигайтесь дальше.
Вариант с остановкой можно использовать не только при тумане, но и при сильном ливне или метели. Погодные катаклизмы — временное явление, и, потеряв в пути несколько минут (ну может и десятков минут), вы продолжите движение по своему маршруту и не попадете в непредвиденную ситуацию.
Более сложная ситуация с ночным туманом
Регулировка фар в тумане
Если у вас новенький автомобиль, то заводские регулировки света фар (а именно они так важны при движении ночью, и особенно в условиях тумана) как нельзя лучше отвечают требованиям безопасного вождения. Помните, свет фар должен быть отрегулирован на специальном стенде у специалистов. Неправильно отрегулированные фары могут очень сильно затруднить вождение автомобиля. Сильно задранные вверх фары создают слепящий эффект для встречных водителей и также в тумане дают картинку двух светящихся столбов, через которые порой невозможно разглядеть дорогу. Это также справедливо к нештатным лампам повышенной мощности, установленным в фары автомобиля.
Любителям ксенона, самостоятельно установленного в фары, не предназначенные для его использования, туман даже небольшой плотности преподносит неприятные сюрпризы. Слишком яркий свет, отражаясь от висящих в воздухе капельках влаги, не дает в полной мере разглядеть дорожное покрытие, что не улучшает общей безопасности на дороге и владельца самопального ксенона в частности. Такие фары очень слепят встречных водителей даже на ближнем свете, а о дальнем и говорить не приходится.
Лучше всего для езды в тумане подходят так называемые всепогодные лампы, которые можно отличить от обычных желтовато переливающимся стеклом. Свет от таких ламп несколько приглушен желтым спектром и прекрасно позволяет разглядеть дорогу даже в сильный туман.
Противотуманные фары (если только это не китайский ширпотреб) также хорошо помогают при езде в условиях тумана, дождя, метели. Нетрудно заметить, что противотуманные фары все изготовители автомобилей помещают ниже основных. Также стекла противотуманных фар, как правило, имеют вертикальное рифление для создания узкого горизонтального луча света. Для чего это делается? Располагаясь как можно ближе к земле, в условиях тумана фары создают пучок света в виде узкой полосы, через который хорошо видно дорогу. Ведь светящимся получается слой всего сантиметров десять-пятнадцать.
Если вы подъедете на своем автомобиле к вертикальной стене и включите противотуманные фары, то вы увидите на стене горизонтальную узкую полосу света, расположенную ниже основного света фар. Если же на стене окажется размытое световое пятно неопределенной формы, то такие фары вам не помогут, а наоборот затруднят вождение.
Ближний свет в европейских автомобилях дает четко обрезанный сверху пучок света, который не слепит водителей встречных автомобилей. Конечно, если сильно задрать фары вверх, то и ближним светом можно ослепить водителей встречных авто не хуже, чем дальним, но дорогу таким светом вы себе не осветите. Весь свет от ваших фар будет уходить вверх, создавая в тумане светящиеся столбы, слепить встречных водителей, которые недобрым словом будут отзываться о вас. Не забывайте о заднем противотуманном фонаре, который стоит ночью включать только при сильном тумане и только за городом. Дело в том, что задний противотуманный фонарь имеет внутри себя отражатель и формирует довольно сильный пучок света способный ослепить водителя двигающегося сзади.
Двигаться в тумане ночью нужно по ориентирам, которым может быть свет от фонарей впередиидущей машины, разметка дороги, край асфальта у обочины, ограничительные столбики и т. п. Все эти ориентиры необходимо использовать в комп
лексе, не заостряться на чем-то одном. Не забывайте, что впереди едет человек, и он не застрахован от ошибки. И тупо следуя за фонарями впереди идущего авто, и не контролируя свое положение на дороге по дополнительным ориентирам, вы рискуете оказаться в одной яме с впередиидущим автомобилем. Конечно, все вышесказанное относится к туману с видимостью более десяти метров.
Автору этих строк довелось однажды ночью попасть в туман с видимостью не более пяти метров за городом, на проселочной дороге со многими ответвлениями. Противотуманных фар на автомобиле не было, через ближний невозможно было разглядеть ничего. Ситуация оказалась очень неприятной. Приходилось выходить из автомобиля и, что называется на ощупь, искать дорогу. Проехав метров пять – десять останавливаться и опять выходить. Вспомнив, что в багажнике лежала банка со смазкой Литол, я намазал стекла на фарах этой смазкой, появилось хоть какое-то подобие видимости позволившее двигаться на первой передаче. Проблема решилась, когда сзади появился из ниоткуда автомобиль, следовавший в нужном направлении, и его водитель каким то чутьем определял дорогу. Зацепившись взглядом за его габаритные огни, на одних только подфарниках, ничего больше не видя и решив про себя будь что будет, таким образом мы проехали пару километров и выехали на асфальт, дальше туман слегка рассеялся и я добрался до дома без приключений.
Удачи на дорогах!
Буду знать, благодарю за информацию.