На эту мысль меня навела поездка на автофестиваль, проводимый местной организацией-продавцом внедорожников. Одним из развлечений, организуемым отделом маркетинга организации-устроителя, было тестирование автомобилей Туарег на песке. Проехались. Да, класс! Туарег вполне уверенно пробирался по песку. Впрочем, на слишком уж тяжелые для проезда участки мы и не забирались, но и поездка все равно впечатлила. На моем седане уж точно не стоило бы туда заезжать.
Бодрая речь маркетолога вселяла уверенность в том, что этот автомобиль может все: вам надо в горы — едем в горы; в снег — едем в снег, едем в грязь, едем везде, где не ступала нога человека, и все с полным комфортом, ведь это ого-го какой внедорожник. И цена около 3 млн. Немалая…
Вопрос возник позже: а хватит ли у покупателя смелости на такой дорогущей машине поехать в грязь и в горы, не жалко ли будет оцарапать это чудо, не придется ли рихтовать выбоины на кузове от случайных камней? (Разве нам не знакома картина, когда огромный внедорожник резко тормозит перед ямкой на городской дороге и почти ползком переезжает через нее? А что, жалко машинку! Дорогая ведь.) Размышляя над ответом на этот вопрос, маркетолог как-то замялся и ответил, что да, машина дорогая, но лучше, когда у нее масса возможностей, потому что мало ли что в жизни бывает.
Вопрос только в том, нужны ли городскому жителю эти возможности. Зачем за них так круто переплачивать? И действительно, зачем покупать для городской езды здоровенный внедорожник с 6-литровым, например, двигателем, если в пробках скорость 20 км/ч? Городским жителям рациональнее, наверное, приобретать малолитражку.
И потому мы задались вопросом, а зачем вообще городские водители покупают внедорожники?
«Высоко сидеть, удобно очень».
«Многие, и я в том числе, предпочитают заходить в свою машину, а не влезать, нагибаясь.»
«Все знакомые купили такой, и я тоже, чтобы не быть белой вороной.»
«Снежной зимой внедорожник делает езду по городу (по внутриквартальным проездам и т.п.) беспроблемной. Там, где снег не чистят вообще и дороги превращаются то в колеи по снежной каше, то в бобслейные желоба, я еду спокойно».
«Это вынужденная мера (на седане у нас до куста не доедешь), а зачем их покупают москвичи, для меня до сих пор остается загадкой.»
«Если имеешь внедорожник имеешь, значит по бездорожью можно ездишь, значит живешь свободно — образ вольного ковбоя. Я как купил, сразу стал узнавать новые маршруты, новые дороги».
«Мне нужна хорошая крепкая машина для семьи, надежная с точки зрения безопасности на дороге. Зачем покупать две или три машины, если на внедорожнике можно все! Он универсален.»
«Перестал ругаться матом при попадании в ямы. Перестал орать в машине, как псих, при резком появлении на дороге канавы или кем-то забытого кирпича…Стал ездить там, где мне нужно. При дальних поездках стал парковаться на отдых там, где удобно мне, а не на загаженных съездах. К второстепенным дорогам стал относиться как к просто плохим дорогам, а не как к бездорожью. Плюс на работу стал добираться без лопаты. На отдых теперь беру столько вещей, сколько нужно, а не столько, сколько влезет. (Машина вместительная). Всего этого мне не мог дать легковой автомобиль. Я не против седанов, но лично мне подходит больше внедорожник.»
«Вот уж не знаю, что я делал бы с мелкой машиной, когда с неделю назад выкатил из магазина полную телегу покупок, открыл багажник и обнаружил, что там лежит коляска, а ещё с шашлыков забыты стол, мангал, плитка и два шезлонга. А так — коляску достал, пакеты растолкал по углам, коляску положил. Это, конечно, не относится к внедорожности, но именно из-за объемов эта машина стала моей.»
И почему не покупают внедорожники.
«Дорого. Внедорожник в городе — это такие понты. А понты, как известно, — дороже денег.»
«А по поводу внедорожников: они тоже ломаются на ямах, только ремонт в два-три раза дороже, вот и ползут, как все.»
«Парковаться на этих монстрах в городе просто нереально… Или вы призываете парковаться на газонах?»
«По параметрам внедорожника под них подпадает и автобус, особенно полноприводной, там тоже все высоко и вместительно. Так что почему бы не купить его.»
«Все ждут от внедорожника чуда (или, как минимум, супернадежности и супербезопасности), хотя многие потом разочаровываются. Мой давний приятель купил Митсубиши Аутлендер, говорил, что в нем как в «танке». В результате слетел с дороги и пошел в кювет — сильно разочарован. Многие скажут: «Это может случится с любым». Но ведь он-то считал, что если «жып», то любой гололед нипочем!»
«Один из плюсов внедорожника, что при лобовом столкновении двигатель идет под салон, а не на тебя, так как расположен ниже. Пару год назад был случай. Каддилак Эскалад (боольшой такой джип) выехал на встречку и в лобовую влупился в ГАЗ-53 (грузовой Газон то есть). В итоге в джипе один труп и один в реанимации, а в Газоне отделались синяками.»
«Съехать с трассы можно и на ВАЗ 21114 (десятка-универсал), и собаку туда можно запхать, и шмотки, и все, что нужно.»
«Мощность? Чем мощней движок под капотом, тем он больше провоцирует на необдуманные действия. Назовите все проще — вот просто было у меня бабло, вот и прикупил себе мощную тачку!»
«Даже на работе владельцы крупногабаритного авто только жалуются в курилке на расход бензина и пр. Лишь однажды один, бросая окурок, сказал — «подожди, выпадет снег — посмотрим чья машина круче». Снег выпал — езжу на своем седане без проблем.»
«Про охоту, рыбалку, туризм не нужно тут рассказывать, потому что среди владельцев внедорожников таких не более 5%, остальные никогда с асфальта не съезжали и не съедут.»
«Клиренс 30-40 см? У нас есть немало людей, которые ездят на спортивных тачках с клиренсами 10-11 см, и ничего, справляются как-то. Я бы даже сказал, удовольствие получают.»
«Чем мешает полный привод? Да пожалуйста, большим весом и большим расходом и, как следствие, увеличением стоимости эксплуатации. К деньгам все, к деньгам.»
«Людские слабости никто еще не отменял. И за эти слабости приходится платить. Кто-то платит и делает вид, что счастлив, кто-то не желает платить и тоже делает вид, наверное. По сути, я тоже не понимаю, зачем внедорожник нужен. Только для самоуспокоения.»
«Особенно забавно прозвучала фраза от одного знакомого, который заявил: «Да я на этом внедорожнике туда заеду, куда вам и не снилось». И в чем комичность такого заявления, он до сих не осознал. То есть дай человеку возможность — он заедет туда, куда не ступала нога человека. А надо это ему или не надо — вопрос не стоит.»
«А зачем внедорожник нужен в городе? Перед кем метать бисер? Наверное, лет в 18 — 20 мне действительно хотелось выглядеть круче других, но, когда стало в два раза больше, я понял, что мне нужен автомобиль удобный, экономичный и с высокой степенью безопасности. Зачем нужен внедорожник, если возишь в нём только себя, любимого, и только по асфальту? Считаю, что это всё равно, что купить КамАЗ, ставить его во дворе дома и ездить на нём за хлебом в магазин.»
«Едем из пункта А в пункт Б… Компания 3 человека и я, водитель… 4 сумки… всем мягко… зимой тепло… летом прохладно… уши от громкого шума не закладывает… играет радио… ничего нигде не дребезжит… топлива кушаем от 6-12 литров… Ваши предложения: что за автомобиль удостоился такого описания? Правильно: это любой автомобиль от «Дэу Матиз» до авто за сумму с шестью нолями рублей.»
«Однажды меня прижал к бордюру водитель автобуса, тронувшийся, не посмотрев вокруг, — сюрприз! И вместо того чтобы просто выскочить на тротуар, мой бумер разразился жутким скрежетом и громыханием в районе переднего колеса. Надо было заставить водителя автобуса за это заплатить. На самом деле я бы предпочел, чтобы его судили за попытку убийства. Но, с другой стороны, огромный крутой внедорожник BMW пострадал от столкновения с поребриком, чего никак не должно было случиться. Вот и интересно — когда в следующий раз перекроют шоссе, удастся ли объехать пробку по полям на Х5? Думаю, нет.»
«Чтобы раз в три года «круто» объехать троллейбус, да еще по клумбе, за что в нормальной стране дали бы по шапке, необязательно покупать джип. У меня есть во дворе мужик, он ездит на Крузаке, так вот мы с ним подсчитали, что за год (!!!) он выезжал 1 раз на охоту и пять раз на рыбалку, а остальное по городу и иногда за город. ВЫВОД: Покупать внедорожник, живя в городе, — все равно, что месяц не снимать презерватив ради одного удачного дня.»
Р.S.Кстати говоря, сегодня в стране успешнее всего продаются седаны. Чтобы в этом убедиться, достаточно просто выйти на улицу и посмотреть на проезжающие мимо автомобили. Как минимум, половина из них это обязательно седаны.